УТВЕРЖДАЮ:
директор МОУ ООШ № 6 г.Аткарска Саратовской обл
____________Кулиева С.А
«___»___________2015 г.
Программа
детского
оздоровительного лагеря
«Солнышко»
2015 год
Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Лагерь размещается на базе МОУ ООШ № 6. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме. В нём отдыхают учащиеся младших и средних классов, в возрасте от 7 до 15 лет. Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, опекаемых, ребят из малочисленных и малообеспеченных семей.
Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Сведения об участниках
(социальный состав воспитанников)
Всего детей -25
-из многодетных семей- __
-малообеспеченных семей – ____
-из числа детей (опекаемых)- ____
-из семей одиноких родителей- ____
-детей из семей, оказавшихся в социально опасном положении-____
-состоящих на учёте в милиции – ____
-состоящих на учёте в школе - ____
Паспорт программы
Основания для разработки программы
|
- Закон РФ “Об образовании”
- Конвенция о правах ребенка
- Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.4.969-00
- «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» Приказ МО РФ №2688 от 13 июля 2001г.
- Приказа директора школы «Об организации летнего отдыха учащихся в 2014 г» от ____ № ____
- Федеральный закон от 24.07.1998г «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
- Программа работы школы в каникулярное время.
|
Заказчик программы
|
Управление образования г.Аткарска
|
Цель программы
|
Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.
|
Основные задачи программы
|
- Создавать условия для организованного отдыха детей.
- Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
- Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
- Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей.
- Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
- Формировать у ребят навыки общения и толерантности.
|
Перечень основных мероприятий программы
|
- Создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления учащихся школы
- Обновление содержания и форм работы по организации летнего лагеря с дневным пребыванием при школе
- Совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности летнего лагеря при школе
- Научно-методическое обеспечение
- Оздоровление детей и профилактика заболеваний
|
Ожидаемые результаты реализации программы
|
- Укрепление здоровья детей
- Улучшение социально-психологического климата в лагере
- Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей
- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов
- Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях
- Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка
- Привитие навыков самообслуживания
- Повышение чувства патриотизма
- Уважение к родной природе.
|
Система организации контроля над исполнением программы
|
Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и зам. директора по воспитательной работе.
|
Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы летнего лагеря «Дельфин» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
-принцип коллективной деятельности;
-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
-принцип самостоятельности.
Сроки реализации программы: лето 2015 года: лагерная смена,21 день.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
Методическое сопровождение программы
Основными методами организации деятельности являются:
-Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью).
-Методы театрализации (реализуется через костюмирование).
-Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности).
-Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии), в которых дети не просто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления -самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
Механизм реализации
«Дельфин» - смена лагеря дневного пребывания. Этапы реализации программы:
1.Подготовительный (май):
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
-подготовка методического материала для работников лагеря;
-отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей;
-составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.);
-подготовка материально-технической базы.
2. Организационный:
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы;
- формирование органов самоуправления;
-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
-оформление уголков отрядов.
3. Основной:
-образовательная деятельность;
-оздоровительная деятельность;
-культурно-досуговая деятельность;
-методическая работа с воспитателями, вожатыми.
4. Заключительный:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесёнными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем;
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала.
Образовательная деятельность в рамках смены «Дельфин» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.
Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.), а также посещение выставок и музея школы.
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Материально-технические условия:
|
Применение
|
Источник финансирования и материальная база
|
Ответственные
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Кабинеты
|
Комната отдыха, игровая комната
|
Материальная база школы.
Канцелярские принадлежности для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов
|
Начальник лагеря, воспитатели,
Обслуживающий персонал
|
Спортивный
зал
|
Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды)
|
Материальная база школы
|
Воспитатели, учитель физкультуры
|
Спортивная площадка
|
Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания
|
Материальная база школы
|
Воспитатели, учитель физкультуры
|
Школьный двор
|
Отрядные дела, игры
|
Материальная база школы
|
Воспитатели, администрация лагеря
|
Школьная библиотека
|
Литература для педагогов и детей лагеря
|
Материальная база школы
|
Библиотекарь
|
Школьная столовая
|
Завтрак, обед, полдник
|
Материальная база школы
|
Повар, администрация лагеря
|
Система подготовки педагогических кадров для работы в лагере:
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.
Педагогический коллектив представлен педагогами, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания.
Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается учитель физической культуры.
В мае для педагогов и вожатых проводится стажерская площадка «Организация летнего отдыха детей в условиях лагеря дневного пребывания».
Административно-хозяйственная деятельность лагеря обеспечивается постоянными сотрудниками.
Кадровое обеспечение программы:
- Начальник лагеря.
- 3 воспитателя.
- Руководители кружков.
- Обслуживающий персонал.
Функциональные обязанности сотрудников лагеря
Начальник лагеря:
- Организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;
- Обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;
- Оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;
- Составляет план работы на смену и подводит итоги работы;
- Руководит работой педагогического и вспомогательного персонала.
Воспитатель:
- Обеспечивает реализацию плана работы;
- Отвечает за художественное оформление в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей и подростков, а также за оформление мероприятий, проводимых в лагере;
- Обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;
- Несёт материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Схема управления программой

Для организации работы по реализации программы смены:
-проводятся ежедневные планерки воспитателей;
-составляются планы работы, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);
-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи для детей:
- «Правила пожарной безопасности»,
- «Правила поведения детей при прогулках и походах»,
- «Правила при поездках в автотранспорте»,
- «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»,
- «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде».
Беседы.
- «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»;
- «Мой рост, мой вес»;
- «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя»;
- «Как беречь глаза?»;
- «Правила поведения и безопасности человека на воде»;
- «Меры доврачебной помощи»;
- «Первая помощь при укусах насекомых»;
- « Осторожно клещи!»
Законы лагеря.
- Закон «Наше имя-отряд!» Отряд живет и работает по программе лагеря и режиму дня.
- Закон «Здоровый образ жизни!» Береги свое здоровье.
- Закон «Чистота и красота». Соблюдай личную гигиену, содержи личные вещи и полученное имущество лагеря в чистоте и порядке. Относись бережно к имуществу лагеря.
- Закон «Уважение». Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с уважением к другим.
- Закон «Территория». Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
- Закон «Зелень». Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!
- Закон «За свой отряд». Всегда и везде старайся стоять за честь отряда. Никогда не компрометируй его в глазах окружающих. Поскольку от каждого зависит, каков будет отряд, то приложи все силы для его улучшения.
- Закон «00». Время дорого у нас: берегите каждый час.
Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон 00.
- Закон «Дружба». Один за всех и все за одного! А за друзей стой горой!
- Закон «Творчество». Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
Педагогические принципы программы
- «Дойти до каждого» - это основной принцип работы лагеря. В лагере 25 человек, что является почти оптимальным для организации работы в творческих мастерских и внутри отрядной жизни.
- «Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, по которому дети от пассивных поглотителей информации становятся творцами, созидателями. Работа мастерских завершается выставками, итоговыми показами. Руководители должны чётко представлять, над чем, и ради чего они работают.
- «Уважай личность ребёнка». Создаётся атмосфера бережного отношения к личности ребёнка.
- «Принцип открытых дверей». Все службы лагеря, доступны ребёнку (мастерские, спорт, площадка, библиотека).
- «У каждого своё дело, а вместе мы команда». Каждый в лагере занят своим делом, у каждого своя - ответственность, но общий результат.
|