ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике разработана с целью обеспечения планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными способностями его развития и состояния здоровья.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса, включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки второклассников.
Программой учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. Д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности определяются:
- Обеспечением многообразия организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);
- Созданием комфортных условий для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращение игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;
- Формированием учебной деятельности младших школьников (организацией постановки учебных целей, созданием условий для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждением и поддержкой детских инициатив, направленных на поиск средств и способов достижения учебных целей; организацией усвоения знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществлением функции контроля и оценки);
- Созданием условий для продуктивной творческой деятельности ребенка (совместная с учениками постановка творческих задач и способствование возникновению у детей их собственных замыслов);
- Поддержкой детских инициатив и помощью в их осуществлении; обеспечением презентации и социальной оценки результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.;
Нормативными основаниями для составления рабочей программы являются следующие документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» ( в ред. Федерального закона от 01.12.2007 №309-ФЗ).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241. г. Москва «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г. N .373» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19707).
- Примерные программы начального общего образования, подготовленные в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения», реализуемого РАО по заказу МО РФ (М.: Просвещение, 2009)
- Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. №986 (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г. Регистрационный N 19682) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. Регистрационный N 19676) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
- «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе» (Письмо МО РФ № 220/11-12 от 20.02.1999).
- «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (Письмо МО РФ от 19 ноября 1988 № 1561/14-15).
- «Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения» (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003).
- «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 № 199/13).
Учебно-тематическое планирование
по информатике
Класс: 2
Учитель: Пискунова Надежда Леонидовна
Количество часов:
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Для реализации программы используется учебник А. В. Горячев «Информатика в играх и задачах 2 класс» (в двух частях).М.: Баласс 2012г, включённый в Федеральный перечень учебников , рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, зарегистрированный Минюстом 10.12.11г., рег. №19770.
Обьём программы: 34 часа (1 час в неделю).
Цель изучения предмета «Информатика»: развитие у детей логических мыслительных операций: сравнение, обобщение, исключение лишнего, анализ; развитие познавательного интереса, памяти, внимания; формирование информационной культуры.
Дата
|
№
|
Тема урока
|
Количество часов
|
Тип урока
|
Результаты освоения учебного предмета
|
Использование ИКТ
|
Вид контроля
|
Корректировка
|
Предметные
|
Личностные
|
Метопредметные
|
|
|
|
|
1.
|
Признаки предметов
|
1
|
Урок открытия нового знания
|
Овладение умением описывать признаки предметов, сравнивать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков
|
Готовность и способность к саморазвитию.
|
Овладение основными методами познания окружающего мира.(анализ)
|
1
|
текущий
|
|
|
2.
|
Описание предметов
|
1
|
Урок общеметодологической направленности
|
Умение описывать предметы через их признаки, составные части, действия.
|
Самостоятельность мышления.
|
Умение работать в информационной среде.
|
1
|
текущий
|
|
|
3.
|
Состав предметов
|
1
|
Урок общеметодологической направленности
|
Готовность использовать получаемую информацию в учебной деятельности при решении практических задач.
|
Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
|
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения.
|
1
|
текущий
|
|
|
4.
|
Действия предметов
|
1
|
Урок общеметодологической направленности
|
Овладение умениями распознавать предметы по их действиям; умением описывать и определять предметы через их признаки.
|
Самостоятельность мышления.
|
Умение работать в информационной среде.
|
1
|
текущий
|
|
|
5.
|
Симметрия
|
1
|
Урок открытия нового знания
|
Овладение основами логического мышления, умение находить ось симметрии.
|
Готовность использовать получаемую информацию.
|
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения.
|
1
|
текущий
|
|
|
6.
|
Координатная сетка
|
1
|
Урок открытия нового знания
|
Умение применять правила нахождения предметов в координатной плоскости.
|
Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.
|
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения.
|
1
|
текущий
|
|
|
7.
|
Контрольная работа № 1
|
1
|
Урок развивающего контроля
|
Умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его.
|
Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения.
|
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения.
|
1
|
контрольный
|
|
|
8.
|
Разбор контрольной работы
|
1
|
Урок общеметодологической направленности
|
Умение работать в информационном поле. Умение находить ошибку, исправлять и приводить аналогичные примеры.
|
Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса
|
Понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха.
|
1
|
текущий
|
|
|
9.
|
Действия предметов
|
1
|
Урок общеметодологической направленности
|
Умение устанавливать связи между предметом и его действием.
|
Высказывать собственные суждения и давать им обоснование
|
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения.
|
1
|
текущий
|
|
|
10.
|
Обратные действия
|
1
|
Урок открытия нового знания
|
Овладение основами логического мышления, умение представлять и интерпретировать данные.
|
Самостоятельность мышления.
|
Владение основными методами познания окружающего мира.
|
1
|
текущий
|
|
|
11.
|
Последовательность событий
|
1
|
Урок открытия нового знания
|
Овладение основами логического и алгоритмического мышления.
|
Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.
|
Способность к самоорганизованности, .
|
1
|
текущий
|
|
|
12.
|
Алгоритм
|
1
|
Урок открытия нового знания
|
Умение работать в информационном поле. Овладение основами логического и алгоритмического мышления.
|
Заинтересованность в расширении и углублении полученных знаний
|
Умение работать в информационной среде.
|
1
|
текущий
|
|
|
13.
|
Ветвление
|
1
|
Урок открытия нового знания
|
Умение применять правила составления алгоритма.
|
Способность к самоорганизованности, .
|
Владение основными методами познания окружающего мира.(наблюдение, сравнение, анализ, и т. д)
|
1
|
текущий
|
|
|
14.
|
Контрольная работа № 2
|
1
|
Урок развивающего контроля
|
Умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его.
|
Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения.
|
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения.
|
1
|
контрольный
|
|
|
15.
|
Разбор контрольной работы
|
1
|
Урок общеметодологической направленности
|
Умение работать в информационном поле. Умение находить ошибку. Исправлять и приводить аналогичные примеры.
|
Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса
|
Понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха
|
1
|
текущий
|
|
|
16.
|
Множество. Элементы множества.
|
1
|
Урок открытия нового знания
|
Умение определять принадлежность элемента множеству.
|
Заинтересованность в расширении и углублении полученных знаний
|
Способность к самоорганизованности, .
|
1
|
текущий
|
|
|
17.
|
Способы задания множества.
|
1
|
Урок открытия нового знания
|
Овладение различными способами задания множеств.
|
Высказывать собственные суждения и давать им обоснование
|
Адекватное оценивание результатов своей деятельности.
|
1
|
текущий
|
|
|
18.
|
Сравнение множеств.
|
1
|
Урок открытия нового знания
|
Овладение способами логического и алгоритмического мышления.
|
Заинтересованность в расширении и углублении полученных знаний
|
Умение работать в информационной среде.
|
1
|
текущий
|
|
|
19.
|
Отображение множеств.
|
1
|
Урок открытия нового знания
|
Овладение способами логического мышления.
|
Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса
|
Владение основными методами познания окружающего мира.(наблюдение, сравнение, анализ, и т. д)
|
1
|
текущий
|
|
|
20.
|
Кодирование.
|
1
|
Урок открытия нового знания
|
Готовность использовать получаемую информацию в учебной деятельности при решении практических задач
|
Заинтересованность в расширении и углублении полученных знаний
|
Способность к самоорганизованности
|
1
|
текущий
|
|
|
21.
|
Вложенность множеств.
|
1
|
Урок открытия нового знания
|
Умение использовать полученные знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира.
|
Высказывать собственные суждения и давать им обоснование
|
Владение основными методами познания окружающего мира.(обобщение)
|
1
|
текущий
|
|
|
22.
|
Пересечение множеств.
|
1
|
Урок открытия нового знания
|
Овладение способами логического и алгоритмического мышления.
|
Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса
|
Владение основными методами познания окружающего мира.(анализ и синтез)
|
1
|
текущий
|
|
|
23.
|
Объединение множеств.
|
1
|
Урок общеметодологической направленности
|
Готовность использовать получаемую информацию в учебной деятельности при решении практических задач
|
Высказывать собственные суждения и давать им обоснование
|
Способность к самоорганизованности
|
1
|
текущий
|
|
|
24.
|
Контрольная работа № 3
|
1
|
Урок развивающего контроля
|
Умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его.
|
Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения.
|
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения.
|
1
|
контрольный
|
|
|
25.
|
Разбор контрольной работы
|
1
|
Урок общеметодологической направленности
|
Умение работать в информационном поле. Умение находить ошибку. Исправлять и приводить аналогичные примеры.
|
Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса
|
Понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха
|
1
|
текущий
|
|
|
26.
|
Высказывание. Понятие «истина» и «ложь».
|
1
|
Урок открытия нового знания
|
Умение работать в информационном поле
|
Высказывать собственные суждения и давать им обоснование
|
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения
|
1
|
текущий
|
|
|
27.
|
Отрицание.
|
1
|
Урок открытия нового знания
|
Овладение способами логического и алгоритмического мышления.
|
Высказывать собственные суждения и давать им обоснование
|
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения
|
1
|
текущий
|
|
|
28.
|
Высказывание со связками «И», «ИЛИ».
|
1
|
Урок открытия нового знания
|
Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные.
|
Готовность использовать получаемую информацию
|
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения
|
1
|
текущий
|
|
|
29.
|
Графы. Деревья.
|
1
|
Урок открытия нового знания
|
Готовность использовать получаемую информацию в учебной деятельности при решении практических задач
|
Заинтересованность в расширении и углублении полученных знаний
|
Владение основными методами познания окружающего мира (моделирование)
|
1
|
текущий
|
|
|
30.
|
Комбинаторика.
|
1
|
Урок общеметодологической направленности
|
Умение решать комбинаторные задачи.
|
Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса
|
Владение основными методами познания окружающего мира (моделирование
|
1
|
текущий
|
|
|
31.
|
Контрольная работа № 4
|
1
|
Урок развивающего контроля
|
Умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его.
|
Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения.
|
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения.
|
1
|
контрольный
|
|
|
32.
|
Разбор контрольной работы
|
1
|
Урок общеметодологической направленности
|
Умение работать в информационном поле. Умение находить ошибку. Исправлять и приводить аналогичные примеры.
|
Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса
|
Понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха
|
1
|
текущий
|
|
|
33-34.
|
Повторение курса
|
2
|
Урок общеметодологической направленности
|
Умение представлять, анализировать и интерпретировать полученные знания.
|
Владение коммуникативными умениями
|
Способность к самоорганизованности
|
1
|
текущий
|
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
РАЗДЕЛ 1. Предмет. Симметрия. Координатная сетка. – 8 часов
Признаки предметов. Описание предметов. Состав предметов. Действия предметов. Симметрия. Координатная сетка.
РАЗДЕЛ 2. Действия предметов Алгоритм. – 7 часов
Действия предметов. Обратные действия. Последовательность событий. Алгоритм. Ветвление.
РАЗДЕЛ 3. Множество. Кодирование. – 10 часов
Множество. Элементы множества. Способы задания множества. Сравнение множеств. Отображение множеств. Кодирование. Вложенность множеств. Пересечение множеств. Объединение множеств.
РАЗДЕЛ 4. Высказывание. Графы. – 7 часов
Высказывание. Понятие «истина» и «ложь». Отрицание. Высказывание со связками «И», «ИЛИ». Графы. Деревья. Комбинаторика.
РАЗДЕЛ 5. Повторение и закрепление изученного.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССА
В результате обучения учащиеся должны знать:
- Признаки предметов
- Составные части предметов
- Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «ось симметрии», «координатная сетка»
- Действия предметов и их результат
- Понятие «алгоритм», «ветвление в алгоритме», «множество», «элементы множества», «равенство множеств», «отображение множества», «кодирование», «подмножество», «пересечение множеств», «высказывание», «истина», «ложь», «отрицание», «дерево», «граф»
- Операции над множествами
- Высказывания со связками «И», «ИЛИ»
В результате обучения учащиеся должны уметь:
- Обобщать и классифицировать предметы по какому – либо признаку и их действиям
- Выявлять закономерности в чередовании признаков
- Сравнивать предметы по их признакам
- Описывать и определять предметы через их составные части, признаки и действия
- Находить ось симметрии некоторых фигур
- Ориентироваться на листе бумаги
- Находить предмет на координатной сетке
- Определять результат действия
- Определять действие, обратное данному
- Составлять и выполнять алгоритм
- Определять принадлежность элемента множеству
- Сравнивать множества
- Ставить в соответствие элементам одного множества элементы другого множества
- Ставить в соответствие предметам или действиям другие предметы или действия
- Определять элементы, принадлежащие пересечению, объединению множеств
- Оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности или ложности
- Строить высказывания по смыслу, отрицающие данные
- Классифицировать предметы и объединять множества по двум (и более) свойствам
- Решать задачи с помощью графов
- Решать задачи комбинированного типа
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни и на других уроках
Планируемые результаты по предмету «Информатика и ИКТ»:
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
1.критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
2.уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
3.осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
4. начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные
Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
1.планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
2.поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные УУД:
1.моделирование – преобразование объекта из чувствен ной формы в модель, где выделены существенные характе ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
2.анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
3.синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
4. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
5.подведение под понятие;
6. установление причинно-следственных связей;
7. построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
1.аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
2. выслушивание собеседника и ведение диалога;
3.признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметными результатами изучения курса «Информатика» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
1.предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
2.выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
3. разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
4.находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
5.приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
6.точно выполнять действия под диктовку учителя;
7.отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
- А. В. Горячев «Информатика в играх и задачах 2 класс» (рабочая тетрадь в двух частях), М., Баласс 2012
- А. В. Горячев Методические рекомендации для учителя М., Баласс 2011
|