Сайт учителя начальных классов Пискуновой Н. Л.
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Учебная деятельность

Урок литературного чтения в 3 классе.
[ Скачать с сервера (38.8 Kb) ] 07.02.2016, 11:17

Урок литературного чтения в 3 классе на тему:

 «Мир нуждается в нашей защите.

(Изучение стихотворений А. С. Пушкина «Няне», «Зимний вечер»).

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Мотивация

 30 сек.

 Улыбка – это самое удивительное явление в мире, которая позволяет передать наши чувства. Мысленно пошлите  добрые пожелания самому себе.

Учащиеся настраиваются на работу.

II.Актулиза

ция знаний.

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дополните пословицы: (на слайде незаконченные пословицы)

 Умей охотиться – умей и о дичи заботиться.

Кто с дерева кору снимает, тот его убивает.

И у березки слезки текут, когда с нее корку дерут

 

- Что объединяет эти пословицы?

- Почему с этих пословиц начинаем урок?

 

- Какой раздел вы изучаете?

– Давайте вспомним, о чем вы уже говорили на страницах этой главы.

- Какой мир нуждается в нашей защите?

 

 

 

Вспомните эпиграф к главе:

“Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил”
Антуан Сент Экзюпери

 

 

 

 

 

 Пословицы о природе.

 

 

«Мир нуждается в нашей защите».

 

С. Кирсанов «Чудо»

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

И.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги»

С. Черный «Что ты тискаешь утёнка?»

 

III.Целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступительное слово учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Прочитайте в учебнике название двух следующих произведений в этой главе.

 

 

 

- Как вы думаете, случайно ли  в этой главе оказались оба стихотворения А.С. Пушкина?

- Что же сегодня  на уроке нам предстоит узнать?

 

 

 

 

 

 

- Что вы можете сказать о портретах?

а) I портрет - А.С. Пушкина. Что вы знаете о нём? (Великий рус.поэт)

2. - А почему на слайде еще один портрет? Чей он?
- Что вы можете сказать о ней, глядя на портрет? (добрая, ласковая)

- Этот портрет крестьянки, самого близкого друга поэта, няни Пушкина, Арины Родионовны.

А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 г.  в Москве, в семье дворянина, потомка знатного боярского рода. Начальное домашнее воспитание получил от гувернантов-французов, бабушка научила его писать и читать, а любимая няня Арина Родионовна с малых лет воспитывала, заботилась и  рассказывала будущему поэту замечательные сказки, которых она знала очень и очень много.

Когда Александр подрос, его отдали учиться в лицей (Царское село под Петербургом). А старенькая няня грустила, часто вспоминала своего воспитанника и тревожилась о нём.

 А с 1824 г. по 1826 г. Пушкин был в ссылке в родовом имении с. Михайловское. По приказу царя он не имел права даже выезжать из этого села. А наказали его за то, что он в своих стихах поддерживал декабристов, которые восставали против царя. Он был лишен общения с друзьями. И опять с ним рядом была его няня.

В сентябре 1826 г. Пушкин был вызван в Москву на собеседование к новому царю Николаю 1 и не вернулся в с.Михайловское  (освободили из ссылки).. Но поэт не забывает свою няню, часто думает о ней. И в первые месяцы после отъезда рождается стихотворение, посвященное «Няне»

 

А.С. Пушкин «Няне», «Зимний вечер».

 

Предположения детей.

 

1. Почему стихотворения  А.С. Пушкина «Няне» и «Зимний вечер» поместили в раздел «Мир нуждается в нашей защите»?

2.  Кто ещё нуждается  в нашей защите?

 

Выставка книг А .Пушкина

произведения А.С.Пушкина переведены на многие языки мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Знакомство со стих.

«Няне» работа по содержанию.

 

 

- Послушайте аудиозапись в исполнении мастера художественного слова  Василия Ивановича Качалова, артиста Московского Художественного театра.

-  Каким настроением пронизано это стихотворение?

–На что похоже это стихотворение? (обратить внимание на название «Няне», а не «Няня»

–Пушкин не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Стихотворения такого вида называют посланием и написано от лица лирического героя, а место действия его переживания.

 

Прочитайте стихотворение «тихим шёпотом». Слова, значения которых  вам непонятны, подчеркните простым карандашом.

Словарная работа. – А кто может из вас объяснить значение слов, слова?

(дряхлая, забытые ворота, теснят заботы, светлица)

-Как лир. герой называет няню и почему?

– Найдите строки, из которых видно, что герой не просто не забыл свою няню, но и хорошо представляет ее себе.

– Он уверен, что она его ждет? Докажите текстом.

 

 

 

 

Грустное, печальное

 

 

На письмо, послание

 

 

 

 

Работа в малых группах

3 мин

– Какие чувства питает лир. герой стихотворения к няне?

 

- Посовещайтесь в малых группах, ответ можете подкрепить словами из стихотворения.

Нежность (Голубка дряхлая моя)
Благодарность (Подруга дней моих суровых)
Сочувствие и жалость (Одна в глуши лесов сосновых, давно, давно ты ждешь меня; горюешь, будто на часах; в твоих наморщенных руках; тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь).

 

Выразительное чтение стихотворения «Няне».

Подготовка к выразительному чтению. – 2 мин

- Как читать стихотворение? (медленно, с любовью, печально)

2-3 ученика спросить, дать рекомендации, обобщить, удалось ли чтецам передать чувства.

 

 

 

 

V. Физмин

2 мин

Упражнение "Четыре стихии" Это земля, вода, воздух, огонь.

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

VI.   Работа над текстом стихотворения “Зимний вечер”


 

 

– Стихотворение «Зимний вечер» написано Пушкиным было немного раньше, в 1825 г. И тогда он тоже был в ссылке.

Послушайте.

 

-Что вас удивило? (О.Даль исполнил песню на ст А.С Пушкина, музыка М.Яковлева)

- О чем это говорит?

Стихи А.С.Пушкина любят и любили во все времена, по произведениям поэта созданы музыкальные произведения, оперы, балеты, сняты художественные и мультипликационные фильмы

- Кому посвящено стихотворение «Зимний вечер»?

 

 

 

 

 

 

- Песня.

- На стихи написали музыку.

 

 

 

-Няне

 

 

Выразительное чтение

3 мин

 

 

Прочитайте стихотворение тихим шёпотом и найдите непонятные вам слова. Учащиеся выделяют слова: веретено, ветхая лачужка, кровля обветшалая).

- Попробуйте объяснить значения слов.

- Куда нужно обратиться, чтобы узнать, что обозначают эти слова? (К толковому словарю).

 

 

Словарная работа

5 мин

 

веретено – ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом;
лачужка – небольшая, старая изба;
обветшалая кровля – старая крыша.

- Подберите синонимы к слову буря: буран, вьюга, метель, пурга.
Синонимы нам необходимы для обогащения словарного запаса, красоты и образности речи

– Какое настроение создает описание состояния природы в начале стихотворения?

Впечатление настоящей снежной бури, неразберихи. Буря напоминает то зверя, то плачущего ребенка, то путника, то неизвестно кого: то ли ветер, то ли домового, шумящего соломой. Это настоящая стихия, которая окружила со всех сторон маленький старенький домик

– Передается ли настроение обитателям избушки?

Настроение затерянности человека в мире природы, одиночества и тревоги: “Наша бедная лачужка и печальна, и темна”).

- Как лирический герой пытается изменить ситуацию?

- Какими словами обращается лир. герой к няне?

(Добрая подружка бедной юности моей, моя старушка, мой друг, моя подружка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог.

Кому посвящены оба стихотворения А.С. Пушкина?

- Давайте составим синквейн на тему: «Няня» (Правило составления синквейна)

-Какие существительные можно подобрать к слову няня?

 

- Прилагательные:

 

- Глаголы:

 

- Предложения: (можно составить свои, а можно пользоваться строчками из стих-й, например: Няня всегда заботилась о А.С. Пушкине. Подруга дней моих суровых. )

1.Няня

2.Добрая, заботливая

3.Рассказывала, любила, тосковала

4.Подруга дней моих суровых.

5.Голубка

Проверка (не должны встречаться однокоренные слова)

 

- Какова идея написания  стихотворений «Няне» и «Зимний вечер»? (не забывать старых людей)

 

- Какой  вопрос ещё мы задали в начале урока?

  Кто ещё нуждается  в нашей защите?

 

Учитель: Существует не только мир природы, который мы должны беречь и защищать, но и мир человека, мир наших отношений и чувств. Это мир, который нуждается в таком же внимании, в такой же бережной поддержке, что и окружающая нас среда.

 

 

(подруга, друг, подружка, голубка, старушка)

добрая, заботливая, благородная, прекрасная, любимая, нежная

жила, любила, рассказывала, тревожилась, дремала, приумолкла, тосковала, горевала, печалилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мир Человека, мир отношений и чувств.

 

 

 

VII.Рефлексия.

АМО «Ромашка»

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы активно работали, давайте проверим как вы поняли, о чём сегодня говорили. Если будут затруднения, можете посовещаться в паре.

 

  1. С какими стихотворениями А.С. Пушкина мы познакомились на уроке?
  2. Кому посвящены оба  стихотворения  А.С.Пушкина ?
  3. Как поэт обращается к своей няне?
  4. Кто для А.С. Пушкина был самым близким и родным человеком?
  5. Как звали няню А.С. Пушкина.
  6. Что такое светлица?
  7. Что такое лачужка?
  8. Что важного открыли сегодня на уроке?
  9. Кто нуждается в нашей защите?

 

Поднимите руку, кто все понял, активно работал на уроке, доволен собой, оценка «отлично»

- Было трудно, ошибался, но справился, оценка «хорошо»

-Не справился, не доволен собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IX. Дом.задание

1 мин

         - Откройте дневники и запишите д.з: с. 44-45

Выучить наизусть понравившееся стихотворение А.С. Пушкина.

Составить рассказ на тему: «Что я знаю о няне А.С. Пушкина?

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Учебная деятельность | Добавил: nadejdapiskunova | Теги: А.С. Пушкин, 3 класс, урок, литератуное чтение
Просмотров: 1413 | Загрузок: 23 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Суббота, 12.07.2025, 18:22
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Мои файлы [0]
Воспитательная работа [16]
Учебная деятельность [12]
Методическая работа [8]
ДОЛ [8]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • МОУ ООШ № 6 г. Аткарск
  • Сайт Рябушева А.В.
  • Сайт Яковлевой М.А.
  • Сайт Дормидонтовой И.А.
  • Сайт Князевой С.А.
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2025
    uCoz