(Изучение стихотворений А. С. Пушкина «Няне», «Зимний вечер»).
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I.Мотивация
30 сек.
Улыбка – это самое удивительное явление в мире, которая позволяет передать наши чувства. Мысленно пошлите добрые пожелания самому себе.
Учащиеся настраиваются на работу.
II.Актулиза
ция знаний.
3 мин
- Дополните пословицы: (на слайде незаконченные пословицы)
Умей охотиться – умей и о дичи заботиться.
Кто с дерева кору снимает, тот его убивает.
И у березки слезки текут, когда с нее корку дерут
- Что объединяет эти пословицы?
- Почему с этих пословиц начинаем урок?
- Какой раздел вы изучаете?
– Давайте вспомним, о чем вы уже говорили на страницах этой главы.
- Какой мир нуждается в нашей защите?
Вспомните эпиграф к главе:
“Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил” Антуан Сент Экзюпери
Пословицы о природе.
«Мир нуждается в нашей защите».
С. Кирсанов «Чудо»
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
И.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги»
С. Черный «Что ты тискаешь утёнка?»
III.Целеполагание
Вступительное слово учителя.
Прочитайте в учебнике название двух следующих произведений в этой главе.
- Как вы думаете, случайно ли в этой главе оказались оба стихотворения А.С. Пушкина?
- Что же сегодня на уроке нам предстоит узнать?
- Что вы можете сказать о портретах?
а) I портрет - А.С. Пушкина. Что вы знаете о нём? (Великий рус.поэт)
2. - А почему на слайде еще один портрет? Чей он?
- Что вы можете сказать о ней, глядя на портрет? (добрая, ласковая)
- Этот портрет крестьянки, самого близкого друга поэта, няни Пушкина, Арины Родионовны.
А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 г. в Москве, в семье дворянина, потомка знатного боярского рода. Начальное домашнее воспитание получил от гувернантов-французов, бабушка научила его писать и читать, а любимая няня Арина Родионовна с малых лет воспитывала, заботилась и рассказывала будущему поэту замечательные сказки, которых она знала очень и очень много.
Когда Александр подрос, его отдали учиться в лицей (Царское село под Петербургом). А старенькая няня грустила, часто вспоминала своего воспитанника и тревожилась о нём.
А с 1824 г. по 1826 г. Пушкин был в ссылке в родовом имении с. Михайловское. По приказу царя он не имел права даже выезжать из этого села. А наказали его за то, что он в своих стихах поддерживал декабристов, которые восставали против царя. Он был лишен общения с друзьями. И опять с ним рядом была его няня.
В сентябре 1826 г. Пушкин был вызван в Москву на собеседование к новому царю Николаю 1 и не вернулся в с.Михайловское (освободили из ссылки).. Но поэт не забывает свою няню, часто думает о ней. И в первые месяцы после отъезда рождается стихотворение, посвященное «Няне»
А.С. Пушкин «Няне», «Зимний вечер».
Предположения детей.
1. Почему стихотворения А.С. Пушкина «Няне» и «Зимний вечер» поместили в раздел «Мир нуждается в нашей защите»?
2. Кто ещё нуждается в нашей защите?
Выставка книг А .Пушкина
произведения А.С.Пушкина переведены на многие языки мира.
IV.Знакомство со стих.
«Няне» работа по содержанию.
- Послушайте аудиозапись в исполнении мастера художественного слова Василия Ивановича Качалова, артиста Московского Художественного театра.
- Каким настроением пронизано это стихотворение?
–На что похоже это стихотворение? (обратить внимание на название «Няне», а не «Няня»
–Пушкин не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Стихотворения такого вида называют посланием и написано от лица лирического героя, а место действия его переживания.
Прочитайте стихотворение «тихим шёпотом». Слова, значения которых вам непонятны, подчеркните простым карандашом.
Словарная работа. – А кто может из вас объяснить значение слов, слова?
– Найдите строки, из которых видно, что герой не просто не забыл свою няню, но и хорошо представляет ее себе.
– Он уверен, что она его ждет? Докажите текстом.
Грустное, печальное
На письмо, послание
Работа в малых группах
3 мин
– Какие чувства питает лир. герой стихотворения к няне?
- Посовещайтесь в малых группах, ответ можете подкрепить словами из стихотворения.
Нежность (Голубка дряхлая моя) Благодарность (Подруга дней моих суровых) Сочувствие и жалость (Одна в глуши лесов сосновых, давно, давно ты ждешь меня; горюешь, будто на часах; в твоих наморщенных руках; тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь).
Выразительное чтение стихотворения «Няне».
Подготовка к выразительному чтению. – 2 мин
- Как читать стихотворение? (медленно, с любовью, печально)
2-3 ученика спросить, дать рекомендации, обобщить, удалось ли чтецам передать чувства.
V. Физмин
2 мин
Упражнение "Четыре стихии" Это земля, вода, воздух, огонь.
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
VI. Работа над текстом стихотворения “Зимний вечер”
– Стихотворение «Зимний вечер» написано Пушкиным было немного раньше, в 1825 г. И тогда он тоже был в ссылке.
Послушайте.
-Что вас удивило? (О.Даль исполнил песню на ст А.С Пушкина, музыка М.Яковлева)
- О чем это говорит?
Стихи А.С.Пушкина любят и любили во все времена, по произведениям поэта созданы музыкальные произведения, оперы, балеты, сняты художественные и мультипликационные фильмы
- Куда нужно обратиться, чтобы узнать, что обозначают эти слова? (К толковому словарю).
Словарная работа
5 мин
веретено – ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом; лачужка – небольшая, старая изба; обветшалая кровля – старая крыша.
- Подберите синонимы к слову буря: буран, вьюга, метель, пурга.
Синонимы нам необходимы для обогащения словарного запаса, красоты и образности речи
– Какое настроение создает описание состояния природы в начале стихотворения?
Впечатление настоящей снежной бури, неразберихи. Буря напоминает то зверя, то плачущего ребенка, то путника, то неизвестно кого: то ли ветер, то ли домового, шумящего соломой. Это настоящая стихия, которая окружила со всех сторон маленький старенький домик
– Передается ли настроение обитателям избушки?
Настроение затерянности человека в мире природы, одиночества и тревоги: “Наша бедная лачужка и печальна, и темна”).
- Как лирический герой пытается изменить ситуацию?
- Давайте составим синквейн на тему: «Няня» (Правило составления синквейна)
-Какие существительные можно подобрать к слову няня?
- Прилагательные:
- Глаголы:
- Предложения: (можно составить свои, а можно пользоваться строчками из стих-й, например: Няня всегда заботилась о А.С. Пушкине. Подруга дней моих суровых. )
1.Няня
2.Добрая, заботливая
3.Рассказывала, любила, тосковала
4.Подруга дней моих суровых.
5.Голубка
Проверка (не должны встречаться однокоренные слова)
- Какова идея написания стихотворений «Няне» и «Зимний вечер»? (не забывать старых людей)
- Какой вопрос ещё мы задали в начале урока?
Кто ещё нуждается в нашей защите?
Учитель: Существует не только мир природы, который мы должны беречь и защищать, но и мир человека, мир наших отношений и чувств. Это мир, который нуждается в таком же внимании, в такой же бережной поддержке, что и окружающая нас среда.